Цыганков Александр - Великие традиции Гнесинского дома

Цыганков

Александр Андреевич

«ПАГАНИНИ ИГРАЕТ НА ДОМРЕ»

С Александром Цыганковым я познакомился более 50 лет тому назад после репетиции Оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. Мне его представил Виктор Павлович Дубровский: «Наш новый концертмейстер».

Цыганков располагает к себе сразу – открытое лицо, доброжелательная улыбка и какая-то особая музыкантская контактность. Как потом я убедился, он всегда улыбчив и доброжелателен со всеми. Поэтому (и не только) народ к нему тянется. Он тут же откликнется на любой вопрос или просьбу: покажет новые приёмы игры, ведомые только ему, подарит хорошо заточенный медиатор или посоветует, где достать приличную домру. Вокруг него непременно теснятся его коллеги, будь то до концерта или после, в Москве или Новосибирске, в Швеции или Вашингтоне, на семинаре или на фестивале, – в домровом искусстве он непререкаемый авторитет. Для него не существует разницы: маститый это музыкант или ученик, известный профессор или учитель из маленького провинциального городка – он непременно поделится секретами своего мастерства и даст всем мощный заряд своей энергии. Потому что к людям и к своему делу он относится с любовью. Цыганков и домра – это что-то единое и неразделимое.

Немало лет связано у А. Цыганкова с Оркестром им. Н.П. Осипова. Работа в знаменитом коллективе дала ему многое. Удивительное ощущение единого дыхания музыкантов оркестра, краски разных инструментов целой партитуры стали толчком к сочинению оркестровых пьес. Появилось умение повести за собой важную часть оркестра – группу домр, открылись секреты артистического воздействия на публику и многое другое.

В уникальной для меня поездке коллектива по Австралии и Новой Зеландии за 5 месяцев мы дали 144 концерта! Не каждый оркестр и музыканты выдержат такую нагрузку. Но А. Цыганков находил время ещё и штудировать свою очередную сольную программу и сочинять. С ним постоянно были домра, карандаш и кипа нотной бумаги. Как известно, для того чтобы добиться больших успехов в своей профессии, нужно 10% таланта и 90% труда. Бог наградил Сашу щедро: талантом – неограниченно, но трудолюбием – точно на 200%. Жизненное кредо А. Цыганкова простое, и он любит повторять это молодым музыкантам как напутствие: «Чудес на свете не бывает – надо трудиться».

Оркестр отнимал у А. Цыганкова очень много невозвратимо драгоценного времени, при его редкой работоспособности, куче творческих идей, любви к инструменту и сочинительству сколько бы он мог сделать для нашего народного дела! Я в какой-то мере оказался инициатором ухода А. Цыганкова из Осиповского оркестра в 1979 году. В наших разговорах мы не раз касались этой темы. В роли пропагандиста и агитатора я выступал примерно так: «Саша, твоё место не за оркестровым пультом (хотя и почётно играть в таком коллективе), не в «просиживании» оркестрового стула в повседневных репетициях. Твоя стезя – это сольные концерты, это постоянная сочинительская работа. Тебе столько дано, и грешно это не реализовать».

И впоследствии он побил всевозможные «рекорды»: и в исполнительстве, и в оснащении домры великолепным репертуаром, и в просветительской деятельности. Трудно представить, чтобы один человек просто физически успевал столько делать. Наряду с сольной работой со своей постоянной спутницей жизни, другом, пианисткой – заслуженной артисткой России Инной Шевченко он не оставляет и ансамблевого музицирования…

Мне всегда приятно вспоминать работу с ним в течение нескольких лет в творческом единении и единомыслии. Вначале это был квартет. Балалайку представлял один из музыкантов знаменитой династии балалаечников Борис Авксентьев, на гуслях звончатых играл рано ушедший выдающийся самородок Всеволод Беляевский.

Мы назвали наш ансамбль «Русское трио». За рубежом нас рекламировали как «Русское трио виртуозов». Мы побывали с гастролями в Италии, Швеции, Франции, Югославии, Финляндии, Турции, Эквадоре, США.

Нашу русскую музыку, как народную, так и классику, везде встречали с энтузиазмом и большой теплотой. Моё давнее желание – возродить импровизационную манеру русского народного музицирования, которая всё дальше уходит в прошлое, – реализовалось в успешных выступлениях нашего трио.

А. Цыганков – чуткий ансамблист, тонкий партнёр. Я с удовольствием вспоминаю годы, проведённые в добром человеческом общении, в творческих поисках и находках. Мы всегда старались бережно относиться к русской мелодике, сохраняя духовную глубину народной песни. Репетировали мы обычно у меня дома, что располагало к непосредственному дружескому общению, к творческим экспериментам. Часто Саша делал «остов» обработки, потом мы вместе вносили уточнения, коррективы, дополняли будущую пьесу новыми эпизодами, импровизировали и потом на каком-то варианте останавливались. Так было, например, с пьесами, которые в дальнейшем вошли в популярный сборник «Мелодии прошлых лет».

На репетицию одного из вариантов знаменитой «Цыганочки» мы пригласили выдающегося балалаечника и педагога П.И. Нечепоренко. Он принял живое участие в нашем музицировании и внимательно прослушал рождающуюся «Цыганочку», хотя неодобрительно относился к такого рода музыке. «Чего-то не хватает в финале, – и, снисходительно улыбаясь, пошутил: – Наверное, “Очи чёрные” будут в самый раз». А почему бы и нет? «У баяна – тема, а у балалайки с домрой что-то стремительное, виртуозное, построенное на хроматизмах, что-то от “Полёта шмеля”», – предложил я. Великолепный балалаечник Олег Давыдов (в это время он играл у нас в трио) тут же сымпровизировал несколько тактов, Саша подхватил. И получилось то, что сегодня хорошо знакомо. Наша «Цыганочка» прижилась во многих ансамблях России. Народную и популярную музыку прошлых лет мы записали на нескольких дисках: «В кругу друзей», «Осенний сон», «Разрешите пригласить», «Русская карусель».

Мне не раз доводилось бывать на концертах А. Цыганкова. Как всегда, он артистичен, ярок, напорист, многогранен. Временами кажется, что нет предела виртуозным возможностям музыканта (вспомним его «Каприс-баркаролу» или «Баскское каприччио» П. Сарасате). И вдруг – наполненные мягким юмором «Частушки». А огненная цыганская мелодия «Мар-Дяндя» – сколько в ней граней и красок! Неудивительно, что многие пьесы Цыганкова стали классикой в домровом репертуаре.

Мне близко отношение А. Цыганкова к исполнительскому искусству. «Я не воспринимаю сухое, чистое исполнение, когда нет тепла, эмоционального взлёта и той искорки, которой всегда порадует яркая творческая индивидуальность, – говорит он и продолжает: – Для меня очень важна природная музыкальность, ощущение музыки, одухотворённость, культура звука». Замечательные слова! Главное, что они подкреплены творчеством самого музыканта. У Цыганкова на любом концерте, в любом зале каждая нота наполнена внутренним чувством, душевным теплом и артистическим обаянием. Равнодушным он не бывает никогда. Поэтому его игра и трогает каждого. Сегодня многие играют быстро и технически безупречно или преподносят современный опус с претензией на что-то. Но часто, как говорится, такие выступления – «ни уму, ни сердцу».

Со студенческих лет концертная и композиторская деятельность А. Цыганкова постоянно идут рядом, и трудно сказать, что получается у него лучше. Его сочинительский талант тоже уникален. Ещё в училище он написал замечательные Вариации на русскую народную песню «Травушка-муравушка». Пьеса получилась настолько эффектной (я уже не говорю о совершенно новых для домры скрипичных приёмах), что вскоре после записи на Всесоюзном радио с оркестром под управлением В. Федосеева её, без преувеличения, заиграла вся страна.

Самобытные, блестящие обработки Цыганкова русских мелодий позволили молодёжи, во многом отрезанной от национальных традиций нашествием иностранной, так называемой массовой культуры, соприкоснуться с душой народа – его песнями. И в наше время этот вклад трудно переоценить.

В 1975 году А. Цыганков пишет «Поэму памяти Д. Шостаковича», которую в оркестро-вой версии через два года сыграет В. Дубровский. А «Пять каприсов в романтическом стиле», «Рапсодия на русские темы», «Интродукция и чардаш»… Можно долго перечислять. И всё это играется и пользуется огромным успехом.

А. Цыганков постоянно обращается к национальным истокам, к народному творчеству, а бывает, и к джазу. Саша вспоминает, как в годы нашей работы в трио я приобщил его к джазовой музыке. И он воспринял это с интересом. Моё увлечение джазом, особенно «эпохой» свинга, было давним – ещё со времён выхода на экран замечательного музыкального фильма «Серенада Солнечной долины», где тогда многих покорил великолепный оркестр Глена Миллера. В зарубежных поездках я непременно посещал музыкальные магазины и всегда привозил с собой пластинки, в том числе и джазовые. На наших репетициях нам было что послушать: и биг-бенды, и малые составы, Оскара Питерсона и неповторимую Эллу Фитцджеральд.

Далеко не каждому дано нутром почувствовать свинг, джазовую синкопу. Саше это далось сразу, как будто джаз был его второй натурой. В его пьесах, обработках нередко стали появляться элементы этого жизнерадостного жанра. Знакомство с джазовым миром обогатило его композиции новыми ритмами и гармоническими красками. И всегда тонко, естественно, «к месту», с чувством юмора. Вспомним хотя бы его великолепную обработку, казалось, далёкой от джаза народной песни «Перевоз Дуня держала». А вскоре он делает для оркестра народных инструментов джазовую транскрипцию Оливера «Opus one».

В 1997 году по приглашению известного деятеля народно-инструментального жанра, дирижёра Николая Николаевича Калинина А. Цыганков снова возвращается в Оркестр им. Н.П. Осипова. Калинин как чуткий руководитель, жёсткий, но бережно относившийся к талантливым музыкантам, даёт возможность А. Цыганкову не прерывать сольной концертной деятельности, стараясь учитывать и его гастрольные планы.

Вместе они активно участвуют в создании профессиональных оркестров русских народных инструментов в различных городах России. Цыганков успевает вести просветительскую работу и с любительскими оркестрами Японии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, США. Тридцать лет он как педагог-куратор сотрудничает с Балалаечно-домровой ассоциацией Америки (BDAA). В 2008 году на юбилей ассоциации в штате Невада А. Цыганкова приглашают главным дирижёром сводного оркестра BDAA! Наверное, никому не довелось сотрудничать с таким количеством ансамблей и оркестров: Осиповский, оркестр Гостелерадио, Новосибирский оркестр, Санкт-Петербургские «Скоморохи», коллективы Пензы, Череповца, Читы, Екатеринбурга, Магадана и т. д. Результат подобной деятельности А. Цыганкова оказался поразительным: десятки, сотни ансамблей различных составов начали исполнять его музыку на отечественной сцене и за рубежом.

В последние годы на конкурсах исполнителей на народных инструментах самое большое количество участников, как правило, оказывается в номинации «домра». Так было и на Дельфийских играх в Твери (май 2011 года), где мне довелось работать в жюри. Думаю, несомненно, это заслуга А. Цыганкова. Музыкант первым из солистов на домре ввёл в концертную практику выступления с симфоническим оркестром. Цыганков сам инструментует произведения классического репертуара, собственные сочинения и с успехом выступает с оркестрами в Белоруссии, Германии, с симфоническими коллективами Ярославской, Воронежской, Омской филармоний.

Когда Александр Цыганков впервые пришёл на репетицию Омского симфонического оркестра, музыканты снисходительно поглядывали на солиста с домрой в руках, отпуская иронические реплики. Неужели на этом, как им казалось, примитивном инструменте можно сыграть что-то серьёзное? Но не каждый скрипач справится с пьесами, которые предложил Цыганков. Надо было видеть лица музыкантов, когда прозвучала виртуозная скрипичная пьеса А. Баццини «Хоровод гномов». Оркестранты сразу почувствовали, что имеют дело с необычным солистом и удивительным инструментом. А когда он сыграл с оркестром свою «Поэму памяти Д. Шостаковича», все «пульты» дружно разразились аплодисментами. Это была одна из многих творческих побед музыканта.

С Академическим оркестром русских народных инструментов Гостелерадио под управлением Н.Н. Некрасова Александра Цыганкова связывало давнее творческое сотрудничество: гастроли, выступления в качестве солиста в Колонном зале Дома Союзов, записи на радио.

Невозможно втиснуть в рамки одной статьи его многогранную творческую деятельность. О нём нужно писать книгу, и она может быть захватывающей и поучительной. Невозможно не отметить его творческие подвиги в самых разных ипостасях: выдающийся солист, поднявший домру до уровня признанных классических инструментов; великолепный композитор, оснастивший домру (и не только) многогранным, замечательным репертуаром, – в России нет ни одного домриста, ни одного ансамбля, не играющих его музыку; прекрасный педагог-профессор, воспитавший немало лауреатов и открывший как бы заново для большого количества молодёжи народные инструменты. Сюда же можно отнести и его цикл телепередач «Голоса народных инструментов», сыгравший немалую просветительскую роль.

А феноменальная победа «Московского квартета», руководимого А. Цыганковым, в Японии в 2008 году, когда из 22 коллективов, отобранных из 230 ансамблей 32 стран мира, его квартет в финальном туре стал победителем VI Международного конкурса-фестиваля камерной (!) музыки в г. Осаке!

Коллектив А. Цыганкова был удостоен высшей награды – «Золотого приза Иегуди Менухина» и специального приза за исполнение фольклорной музыки. Присуждение сразу двух призов – уникальный случай в истории этого музыкального соревнования.

Руководство нашей страны заметило достижения музыканта: это и орден Дружбы, и вручённая ему в 2008 году почётная премия Правительства Российской Федерации!

Как-то в одной из газет после концерта А. Цыганкова появилась заметка под интригующим названием: «Паганини играет на домре». Действительно, Цыганков, как и великий итальянский скрипач Никколо Паганини, добился высочайших достижений в своём искусстве. Как и легендарный скрипач-романтик, он захватывает публику своей редкой энергетикой, удивительно артистичной игрой, яркими поэтическими образами, невиданным дотоле блестящим виртуозным размахом.

В течение 50 лет музыкант является лидером жанра, солистом номер один в России! Для молодых – это пример огромного труда и преданности делу, замечательная школа виртуозной игры на домре. В свое время председатель Союза композиторов России В.И. Казенин сказал: «Александр Цыганков для любого народника – это звезда, это вершина, это национальное достояние». Уже сейчас народный артист России А. Цыганков стал легендой, личностью исторической в развитии исполнительства на народных инструментах, в нашей национальной культуре.